Та , которая почти нашла себя (imacom) wrote in razvitie_il,
Та , которая почти нашла себя
imacom
razvitie_il

Category:

Организованность התארגנות

Проблема ,как правило, школьников- утром встал- и собирается медленно-медленно....приходится каждую минуту заходить и проверять - встал? Носки надел? Зубы почистил? итд.

Медлительность, копание, проблемы общей организации ( сбор сумки в школу,например) часто отправляются ко мне и мои коллегам, и родители иногда ждут от нас какого-то магического нажатия на некую кнопочку в голове ребенка, после которой расеянный, несобранный и неорганизованный ребенок вдруг превратится в энергичного, дисциплинированного ,аккуратного, бодро собирающего сумку с вечера. Увы и ах. Проблемы собранности и организованности являются функцией нескольких вещей: концентрации внимания, праксиса и просто-напросто мотивации - большинство из нас имеет тенденцию затягивать неинтересные, скучные и навязанные нам дела. С мотивацией я не работаю - не моя область, но первые две функции - вполне по профилю.

Ребенка,конечно,изменить нельзя, номожно дать различные способы облегчить существование.


Пробуждение. Многим детям вообще трудно переходить от состояния сна к состоянию бодрствования. Часто,кстати, это именно те дети, которые и засыпают с трудом. В таких случаях мамы, как правило, сами инстинктивно находят то, что помогает ребенку проснуться. Телевизор, сладкое питье, какая-то легкая еда ( часто помогает еда жесткая, наподобие твердых сухариков) - все это является возбуждающими стимуляторами и может помочь быстрее проснуться.

Утреннияя рутина. Я об этом как-то писала. Очень помогает следующий финт- вся утренняя рутина расписывается для ребенка на листочке( для нечитащих дошкольников можно нарисовать.) Можно сделать просто серию рисунков. Например - вставание ,умывание, одевание итд. Обычно требуется бОльшая подробность - детям с проблемой огранизованности пункт "одевание" тоже может показаться слишком трудным. Тогда и само одевание разделяется: снимание пижамы , надевание штанов, надевание майки ,надевание носков итд.

Эта рутина, под руководством взрослого, естественно, отрабатывается каждое утро до полнейшего вхождения в автоматизм.

Пункты и подпункты можно делать в виде таблицы ,вверху которой будут дни недели и после каждого выполненного действия ребенку можно рисовать в табличке смайлик,клеить наклейку итд. В конце недели вся таблица заполнена- можно сделать реебнку маленький подарок. Как вариант- для детей медлительных можно пользоваться секундомером- я видела такую таблицу. Все действия отмерялись ежедневно по секундам и записывалось количество секунд. так ребенок может сам видеть, что в течение недели он научился быстрее, скажем, одеваться или чистить зубы.

У многих медлительных детей вообще чувство времени неразвито- у них нет внутреннего ощущения, сколько времени по идее целесообразно отводить каждому действию. Когда воспитательница в детском саду говорит детям вымыть руки ,потом достать еду из рюкзаков и сесть за стол- такой ребенок медленно-медленно, не спеша, идет мыть руки. Не торопясь , моет руки, потом , не торопясь, их вытирает и медленно идет к сумке, к тому времени, как остальные дети уже сидят за столом и наполовину съели свои сендвичи. В этих случаях тоже можно сделать такую же "программу",как и дома. Иногда очень помогают песочные часы - их можно сделать из двух бутылочек из-под кока-колы. Когда ребенку визуально становится ясно , что такое, например, "пять минут", ему становится легче организовывать свои действия во времени.


Последнее - сбор сумки и умение доставать на уроке быстро и без проволочек то,что сказала учительница.

Вытряхиваем все из сумки.

Делаем( вместе с ребенком, разумеется) полный список того, что в сумке имеется и должно быть.
Распределяем прежде всего по предметам- математика, родной язык, английский, природоведение, что-там-у-нас-еще.

В Израиле обычно по каждому предмету есть учебник( хорошо,если один) тетрадь и так называемая,"рабочая тетрадь"(ховерет авода).

Берем для каждого предмета прозрачную папочку( есть такие,на резинках) и распределяем предметв по папкам. Все,относящееся к математике,идет в папку А. Все, что имеет отношение к ангийскому в папку Б итд

Если ребенок очень рассеянный и очень затрудняется вытащить на уроке требуемое- лучше всего разделить папки по цветам. Наклейте на папку "математика" большую синюю наклейку. Такую же наклейте на тетрадь по математике, учебник по математике итд. .Для английского ,соответственно,выберите другой цвет.Это облегчит ребенку его задачу

Можно распределить все учебники или папки по отделениям школьной сумки, но в таком случае, отделений должно быть немного,иначе ребенок в них запутается. Можно наклеить наклейки с указанием находящихся в них предметов на самих отделениях сумки, чтобы реебнок,раскрыв сумку, сразу видел, где и него и что лежит.


Пенал.

Для плохоорганизованного ребенка обычный израильский пенал из трех отделений часто- весьма неудобная вещь. Дети часто путаются в этих отделениях и копаются в пенале подолгу, в поиске ластика/карандаша/линейки. Я обычно даю следующие рекомендации.


Купить два пенала- один, состоящий из двух отделений,и один простой, с одним отделением. С первым постпуаем так- одно отделение отводится для вещей ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ - то есть, постоянно доставаемых на любом уроке. В Израиле это- карандаш,ластик и точилка.
Второе - для вещей второй нобходимости, таких как,скажем,линейка или цветные маркеры.

Второй пенал полностью заполняется фломастерами и/или цветными карандашами. Достается, когда надо рисовать и раскрашивать.


Дорогие неизраильтяне, адаптируйте сей пост под вашу школьную действительность.

И совсем уж последнее .

На нашей ,ткскть, доистормический родине,а точнее - в СССР рассеянность и неорганизованность считалась стыдным пороком, за который полагалось ребенка всячески стыдить и ругать.Таким способом ,как считалось, ребенок ПРИУЧАЕТСЯ К ПОРЯДКУ.

На самом деле, ругать ребнка за неорганизованность подобно тому, как ребенка с больными ногами ругать за то что, мол, криво ходит. Если у вас, не дай Бог, родится ребенок с больными ногами - вы ему дадите костыли, чтобы ходил. Вы его будете,скорее всего ,водить на фи зиотерапию, чтобы его ноги окрепли,будете развиватьв нем высокую самооценку и уверенность в том, что он не хуже других, несмотря на свой физический недостаток, и будете надеяться, что так или иначе он в конце концов пойдет сам или почти сам. Если появится какое-то новое средство облегчить ему ходьбу- вы им,наверняка, воспользуетесь, не задумываясь.

То же самое ,в каком-то смысле, происходит с организованностью. Это, во многом, врожденное качество, хотя и среда ,конечно, имеет значение.Если у вас в доме всё и все очень хорошо организованны- скорее всего,и ребенок усвоит это и будет таким же. Если же он не такой - значит, у него не получается, ему не дано, и лучше всего не концентрироваться на том, "как он будет жить,какой ужас" а дать ему простые и надежные стратегии, "костыли" для решения КОНКРЕТНЫХ, встающих перед ним по мере жизни проблем, чтобы его ежедневное функционирование было максимально простым и гладким.Это самое лучшее,что вы можете сделать ,а уж ребенок , когда вырастет и почувствует на себе неприятные, увы, последствия плохой организованности- всегда будет иметь в своем распоряжении несколько нехитрых стратегий, которым вы его с детства научили.А это очень ценно.
Tags: Организованность
Subscribe

  • занятия с детьми, кружки

    для 5-тилетнего слабослышащего ребёнка ищем: 1.логопед. специализация со слабослышащими детьми обязательна! с Гилит Метуки знакомы. 2.мерапа беисук…

  • ищу ребенка, у которого есть сложности в чтении\письме для работы с ним

    Привет, Меня зовут Лена. По первой своей профессии я неформальный педагог и имею диплом учителя. Несколько лет назад я поняла, что специальность…

  • Рекомендация

    Хочу порекомендовать группу для детей с разными трудностями - от гиперактивности и расстройств внимания до неуверенности в себе. Рекомендую и как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • занятия с детьми, кружки

    для 5-тилетнего слабослышащего ребёнка ищем: 1.логопед. специализация со слабослышащими детьми обязательна! с Гилит Метуки знакомы. 2.мерапа беисук…

  • ищу ребенка, у которого есть сложности в чтении\письме для работы с ним

    Привет, Меня зовут Лена. По первой своей профессии я неформальный педагог и имею диплом учителя. Несколько лет назад я поняла, что специальность…

  • Рекомендация

    Хочу порекомендовать группу для детей с разными трудностями - от гиперактивности и расстройств внимания до неуверенности в себе. Рекомендую и как…