Та , которая почти нашла себя (imacom) wrote in razvitie_il,
Та , которая почти нашла себя
imacom
razvitie_il

Categories:

Sensory Processing Disordres

Что это такое?

Если вы заглянете в инфо моего журнала, то там есть ссылка на статью "тактильная сверхчувствительность..." так вот. Все это давно неактуально,вернее, актуально, но расширено и изменено. Эта область очень развилась в последние 20 лет. Итак, о чем сегодня идет речь?


Речь о том, что проблемы модуляции ( излишняя чувствительность,пониженная чувствительность, сенсорный поиск итд) есть не только в тактильной системе. Речь о проблемах сенсорной регуляции во всех сенсорных системах организма.

-Тактильной
-Вестибулярной
-Проприоцептивной( сильные прикосновения)
-Аудиторной
-Визуальной
-Вкус и запах
-Оральной ( область рта)

Во всех этих сенсорных системах происходит регуляция стимулов,приходящих из окружающей среды или из тела. Если регуляция нарушена, неугрожающие жизни,простые стимулы могут восприниматься организмом, как резко неприятные, угрожающие,болезненные . Это при повышенной чувствительности. При пониженной чувствительности- уровень реакции снижен, ребенок пассивен, реагирует на окружающее вяло и замедленно и,как правило, имеется отставание в развитии.


Все это очень умно, и совершенно непонятно непосвященному.Давайте на примерах. Примеры повышенной чувствительности (правильнее говорить- повышенной реагентности) в тактильной системе:

- Нелюбовь к объятиям,поцелуям.
- Сам инициирует прикосновения,но не дает касаться себя.
- Когда его целуют- всегда сильно проводит по щеке.Статается избегать.
- Плохо реагирует на неожиданные прикосновения.

-Одежда: проблема с переходом от зимней одежды к летней или наоборот, носит летом в жару длинные рукава или наоборот- зимой требует короткие,не выносит некоторые ткани и текстуры и отказывается их носить, не может носить носки,обувь, не выносит новую одежду...

- Гигиена - отказывается стричь ногти, мыть голову, стричься,вытираться полотенцем, отказывается принимать душ, итдитп.

- Еда- требует только сухую еду!!(очень распространено). Без соуса, без жидкостей. Корнфлекс- без молока. Не может есть йогурт с кусочками внутри. Не может есть суп с кусочками- требует суп-пюре или просто бульон.
В более тяжелых случаях- есть только протертую в блендере пищу.Часто родители рассказывают, что младенцем не мог перейти от протертой пищи к пище кусочками.

Очень тяжело реагирует на то,что испачкался,сразу бежит мыть руки, плачет,взрывается. Не терпит даже капли воды на одежде. Не соглашается ходить босиком по траве..итд итп.


ВСЕГДА !!! вместе с этими симптомами, присутствует симптоматика овер-реакции в других системах. Чаще всего - в аудиторной.



Не терпит определенных шумов, звуков,закрывает уши пальцами как реакция на шум, не может сосредоточиться,если ему мешает какой-то шум,скажем,телевизор или вентилятор.Отказывается ходить в шумные места (детский ДР, магазин, детские представления). В шумных местах - громко кричит, бегает, убегает ,ведет себя ужасно, не функционирует и не реагирует на замечания,как будто не слышит).


Ну и несколько симптомов овер-реагентности в других системах- менее распространено, но бывает.

Вестибулярная система- боится забираться на высокие места(на детской площадке,например) боится прыгать с высоких мест,не выносит каруселей, его сильно укачивает в машине, боится находиться в положении ,когда голова внизу, (висеть например,как многие дети любят))в тяжелых случаях- боится подниматься по лестнице, боится прыгать , боится слезать сверху(например, с высокой ступени). Я видела мальчика, которого мутило после того, как он поднимал с пола что-то упавшее. Вообще, в вестибулярной системе признаком овер-стимуляции является ощущение тошноты, головокружение. Страх высоты,когда речь о небольшой высоте, тоже часто есть при овер-реагентности в этой системе.


Визуальная система- нечасто, но случается. У меня сейчас есть мальчик с такой вот симптоматикой. До трех лет он не смотрел в глаза вообще- думали, аутист. Итак,какие тут признаки:

Предпочитает играть в темноте, предпочитает темноту.
Уклоняется от глазного контакта.
Часто моргает,трет глаза.
Избегает яркого света.
Плохо (явно не по возрасту) различает цвета и фигуры...


Проприоцептивная система:

При повышнной реагентности этой системы ребенок будет избегать любых действий ,связанных с проприоцетивной стимуляцией. Что есть проприоцептивная ситмуляция:

Поднимание тяжелых вещей
Толкание тяжелых вещей
Бросание тяжелых вещей
Нахождение в тесных,закрытых местах, глубокое давление
Сильное объятие
Висеть на перекладине- тоже пример проприо.
Удары, бить ногой по стенке,например, это- проприоцентивная стимуляция
Сильные прыжки

Вообще- мышечные усилия вызывают стимуляцию проприо наряду с сильным давлением на тело.
Вкус и запах -предпочтение определенных вкусов и отторжение других, сильная реакия на запахи итд.
Оральная система!!!! Очень важная в сенсорной модуляции система!!!

При повышенной реагентности в это системе ребенок затрудняется принимать любую стимуляцию вокруг и внутри рта- он плачет ,когда берет материнскую грудь,могут быть серьезные проблемы при ГВ, он не берет соску,не терпит даже небольшой загрязненности вокруг рта. Впрочем, в оральной системе чаще наблюдается именно поиск.


Что есть СЕНСОРНЫЙ ПОИСК!!!????



При наличии различных расстройств в сенсорной модуляции в зависимости от сенсорного профиля ( вычсокая реагентность, низкая реагентность, итд) всегда наблюдается сенсорный поиск в разных системах. В зависимости от профиля.

Что сие значит?

речь о целенаправленном и активном поиске сенсорной ситмуляции одного или нескольких видов.

Природа этого явления многоообразна. Скажу кратко- при профиле "сенсорная овер-реагентность" поиск будет в трех системах или одной из трех: вестибулярная система, проприо и оральная. Как выглядит поиск:

Вестибулярная система: бесконечный поиск кружения(карусели) и вообще движения. Много кружится,любит висеть головй вниз, любит прыгать с высоты, любит ходить на цыпочках, бесконченые залезания наверх итд.

проприо- бросания предметов, залезания в тесные места, толкания, удары ногами ( обычно в твердые предметы). Толкания и поднимания тяжелых вещей.Часто кажется, что ребенок "бросает себя" на пол - часто и сильно падает, натыкается на предметы.

Оральная система- сосание, грызение, засовывание в рот предметов, не являющихся пищей. Засовывание огромного количества пищи в рот при еде. Часто дети просят сильно , с давлением чистить им зубы,иногда- несколько ра в день.

Посик бывает и во всех остальных системах(тактильной,аудио, визуальной, вкус и запах итд). При каждом профиле есть свои виды поиска , обусловленные специфическими трудностями.


Последнее: Многие описанные тут симптомы могут быть,а могут и не быть признаками SPD - sensory processing disorder

Например, постоянный поиск движения может быть проявлением сенсорного поиcка при овер-реагентгности, а может быть просто следствем ADHD, или (реже) психологического состояния . Ребенок может часто падать- изза SPD, из-за моторных проблем , из-за импульсивности(adhd), или как следствие эмоциональных проблем(поиск внимания ,например). Отличить одно от другого может только специалист, путем скрупулезного опрашивания родителей,учителей, воспитателей плюс наблюдение за ребенком.

Какие еще виды SPD,кроме овер-реагентности,есть?

Есть еще несколько. Пониженная реагентность, сенсорный поиск(не как синдром,а как отдельный профиль) , трудности с определением качества и расположения стимуляции, и моторное расстройство как следствие сенсорных трудностей. Об этом- позже,если нужно.

И тепреь главное- что делать?

Есть терапия, которая может полностью или почти полностью решить эти проблемы. Погуглите по словам "сенсорная диета" "Патрисия Виллбаргер" "Протоколы Виллбаргер" итд, причем- лучше по английски. А я напишу о терапии в следующем опусе.
Tags: sensory processing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →