Та , которая почти нашла себя (imacom) wrote in razvitie_il,
Та , которая почти нашла себя
imacom
razvitie_il

Category:

Диагностика

Терапия - наверное будет самый короткий пост. Но сначала будет диагностика.
Как все происходит на деле- в клинике.

Скажем, вас что - то беспокоит у вашего ребенка. Дам пример- из реальной жизни. Ему пять с половиной лет. Он часто сосет или рукав, или футболку. (сколько раз в день, в каких ситуациях итд).Он избегает нахождения в шумных местах, а если приходится- постоянно громко кричит там, убегает, не слушает и иногда кажется- не слышит,что ему говорят. Он ест очень узкий набор продуктов и неготов к изменениям (следует список). Он плачет, если на него капнет даже капля воды.И, чтобы уже иметь полную картину- он до сих пор очень часто писается ночью , и иногда днем. Бывает и проблема с калом, иногда он как бы не чувствует , что обкакался, очень стыдится этого, но тем не менее, иногда "упускает"...Он становится возбужденным и нервным,когда долго не ест, но при этом никогда не просит еды,как бы не понимает, что голоден.


Все это причины, которые могут говорить о нарушениях сенсорной регуляции. Да, энурез и энкупрез тоже часто присоеднияются к профилям) подробне- позже). Могут, впрочем, говорить о чем угодно ином. И как узнать?


Чтобы понять, надо иметь очень развернутую картину поведения ребенка в разное времся,разные часы, что было до и что после.

Это делается с помощью развернутого вопросника.На данный момент имеются 2 варианта.

1.Первый- более простой ,более дешевый для Вас, более дешевый и удобный для больничной кассы. Сенсорный вопросник "sensory profile". Различные возможные варианты поведения ребенка перечислены там, и родитель заполняет скалу от "всегда ведет себя так" до "никогда не ведет себя так". Потом терапист ставит оценку по каждому проявлению, подсчитывает баллы и выносит вердикт.

Достоинства сего метода уже перечислены- дешево,быстро, удобно.

Недостатки: Не выявляет детей, у которых сенсорное поведение является причиной не-сенсорного расстройства: ADHD, тревожные расстройства,аутичный спектр,психиатрические заболевания, эмоциональные прболемы итд.

Среди сенсорный профилей- выявляет только очень явные,классические случаи, не выявляет более сложные, более скрытые.


Лично я несколько лет работала с этим вопросником и больше не работаю. Диагностическая его ценность,на мой взгляд, стремится к нулю. Но родителям будет полезно его почитать, чтобы понять,какие проявления бывают.

Второй вариант- долгое,подробное и развернутое интервью родителей. Как, в какие часы, сколько по времени, сколько раз в день наблюдается поведение х? Что происходит до и что после? С кем ребенок ведет себя так- со всеми или только с определенными люльми? С какими людьми и как? Только дома или в школе тоже? итд итп. Это интервью может занять от полутора до четырех(!) часов.

Потом терапист делает наблюдения над ребенком- в школе и дома. Как правило, оба раза примерно по часу- полтора. И опрашивает воспитателей детсада ,учителей и любого,кто много находится с ребенком. И потом - самое трудное- он делает сложную интеграцию всего имеющегося материала и проверяет, что же у нас там имеется. И пишет подробный-преподробный отчет.

На основании полных ,подробных,исчерпывающих данных мы видим- кто этот стоящий перед нами ребенок, в какой среде живет, кто его родители и какие у них устои и ценности,что им двигает, что он любит, что ненавидит, как он ведет себя в разные моменты своей жизни и почему, и мы видим- есть у нас,как говорят мои коллеги, тут сенсорный профиль или нет.


Если нет сенсорного профиля, мы видим ,какой есть. Какие бывают профили- да самые разные. Первый и любимый "конкурент" сенсорный профилей- столь любимый мною ADHD/ADD. Из четырех диагностированных мною в последние месяцы детей точное ADHD было у двоих, у одного- есть подозрение на ADD (вместе с подрзрением на PDD) и только у одного был четкий сенсорный профиль, впрочем,тоже смешанный с когнитивными трудностями. Итак, ADHD имеет свой, очень характерный сенсорный профиль,он является следствием характерных для синдрома особеннстей, и не вляется следствием расстройства сенсорной модуляции, я о нем писала несколько постов назад и в сообществе ADHD_il тоже.

Какие еще есть конкуренты, или,как говорят у нас в Израиле אבחנה מבדלת

1.Психологические,эмоциональные проблемы.
2.Когнитивные проблемы (не идет речь об умственной отсталости!!! Когнитивные проблемы бывают и у детей с высоким общим IQ).
3.Психиатрический диагноз
4.Аутичный спектр - конечно, тут будет еще множество других проблем,помимо сенсорики.
5.Смешение некоторых факторов - увы, наиболее часто встречающийся диагноз. Люди- сложные существа.

Итак, диагностика закончена, родители пришли на завершующую встречу и им все объяснено и в руки дан отчет. Что дальше?
Tags: sensory processing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments