Та , которая почти нашла себя (imacom) wrote in razvitie_il,
Та , которая почти нашла себя
imacom
razvitie_il

Category:

Специальное образование в Израиле

Давайте сразу договоримся, что я буду испольховать ивритскитй термин "хинух меюхад". Просто потому, чтотак короче. Итак, хинух меюхад в Израиле.

Интересно будет израильтянам, но ,может, не только им.


Начнем с того, что причиной для направления ребенка в "хинух меюхад" могут являться две основные причины: серьезное отставание относительно того, что ожидается от ребенка этого возраста в школе или в саду: 1.когда ребенок совершенно явно не понимает того,что учат в саду и разница между ним и сверстниками настолько велика, что воспитательница не в состоянии ее сгладить и подтянуть ребенка до минимального приемлемого в саду/школе уровня. 2. когда ребенок ,вследствие эмоционально-поведенческих проблем постоянно подвергает опасности себя и других.
Чтобы направить ребенка в сад или школу/класс "хинух меюхад" должна провестись следующая процедура:


1.Воспитатель или учитель заполняет специальный бланк
2.Психолог проводит "ивхун психологи" (психологическое тестирование) для выяснения уровня IQ , для более развернутой картины сильных и слабых сторон
ребенка, для того, чобы понять,есть ли Learning disabilities
3.Документы подаются на "ваадат асама"(распределительная комиссия), на этой комиссии присутствуют: представитель минпросв, чиновник от муниципалитета, ч психолог(тот самый), воспитательница сада или учительница, родители и - в последнее время- часто сам ребенок.

ВАЖНО: решение принимает комиссия, но- на деле - последнее слово за родителями. Комиссия не может "отдать" вашего ребенка в"хинух меюхад", если вы - против. Даже если речь идет об умственно отсталом ребенке.
Итак, какие виды хинух меюхад у нас имеются?


Начнам с садов. Какие существуют сады?

Самый "легкий" вид "хинух меюхад" - "ган сафа".Логопедический сад.

Предназначен для детей с достаточно серьезно отстающей речью. Еще раз- достаточно серьезно отстающей речью. Как правило, речь о детях, IQ которых в пределах нормы, то есть - выше 70. КАк вы понимаете, айкью 70- это не очень много.

Есть сады более "высокого" уровня, где собирается сильная группа. В иерусалимском районе Писгат Зеев уже несколько лет в "ган сафа собирается очень сильная группа детей, детей с высоким IQ, имеющих только речевые проблемы. Это может через несколько лет поменяться, если вы подыскиваете ребенку "ган сафа", проверьте ,какая группа детей учится там в этом году и кто из них останется на следующий. В других "ганей сафа" вы можете найти очен "низкую" группу, детей с более сложными расстройствами, детей в пограничных состояниях, проблемы поведения,тяжелые социальные случаи итд. Но , на деле, в "ган сафа" направляются дети, ОСНОВНОЙ проблемой которых является отставание в речи.

Ган Сафа является как бы переходной ступенью от обычного образования к специальному. Находится,как правило ,среди обычных садов(это обычно один из 2-5 садиков ,расположенных рядом) ,дети там часть времени ходят в обычный сад(шилув- об этом позже) и довольно большой процент их потом идет в обычный класс, в школе. То есть- это такой хинух меюхад "лайт", обычный сад с логопедическим уклоном.


Дальше мы идем в тому, что называется "хинух меюхад колелани" חינוך מיוחד כוללני. Это уже отдельные сады, когда весь сад- он сад "хинух меюхад". Когда говорят, что ребенку нужен хинух меюхад колелани- имеется в виду, что требования в"ган сафа" (достаточно близкие к требованиям обычного сада) для него слишком высоки, он не справляется с нимии и сад не продвинуть его и максимально реализоать его потенциал. Видимо, у ребенка с развитием очень серьезные проблемы.

Итак, общее спецобразование.

Во всем общем спецобразовании немного особняком стоит следующий вид сада:
"Ган ригши".

Что за птица?

Это сад для детей ,ОСНОВНОЙ проблемой которых является эмоционально-поведенческая проблема и это та причина, по которой они не могут учиться в обычном саду. В Иерусалиме это- Ган Римоним. Среди этих детей попадутся и дети с проблемами речи, и дети с Learning disabilities, дети с очень высоким интеллектом и дети с интеллектом пограничным. Будет много ADHD, OCD, ODD...всех их будyт объединять серьезные эмоциональные проблемы.


Оставив ган ригши в стороне,где он и так стоит,идем дальше "вниз". После "ган сафа", идут сады для детей с общим отставанием в развитии. В Иерусалиме существует "ган тацпит" - "смотроовой сад". Туда идуд дети начиная с 3 лет, насяет которых непонятно, насколько серьезна их проблема, и есть ли "пигур" (умственная отсталость), но уже понятно, что речь об общем отставании,а не о только речевых проблемах. Конкретно "ган тацпит" был создан для того, чтобы наблюдать за ребенком год-два максимум,а потом перевести его туда, куда он и подходит, на деле,там "сидят" и три,и четыре года, ибо не всегдаесть,куда перевестии не всегда согласны переводить родители.


Этот сад представляет собой большое здание, внутри много классов, площадка итд. Классы могут ОЧЕНЬ СИЛЬНО разниться по уровню: от детей, проблемы которых,возможно, очень близки к чисторечевым и до детей на уровне легкой умственной отсталости, не говоря про различные синдромы и состояния: легкий ДЦП, селективный мутизм,Туретт... как правило, это очень сложные дети.

Следующим по уровню является сад для детей с умственной отсталостью. В Иерусалиме это- Эдишор. Туда направляются дети, развитие которых очень сильно отстает от норм и насчет которых понятно, что есть умственная отсталость.То есть, IQ ниже 70-ти.Легкая УО - IQ 50 - 60, средняя - 40-50, тяжелая - ниже 40...если тут есть психологи- пусть поправят, я все это учила много лет назад,могда и переврать цифры, но суть не в этом. Суть в том, что это место для умственно отсталых детей, до есть детей, которые по определению не догонят сверстников.

Уровень классов внутри такого сада тоже очень разный, от легкой УО, где будут учить основам чтения, до тяжелой, где стараются найти что-то, интересующее ребенка, привлечь его внимание, как-то дать ему первичные основы развития. Это тяжелое место для людей неподготовленных или излишне чувствительных, уровень эмоционального накала в таких местах высок, встреча с родителями детей, проходящими свой тяжелый и бесконечный процесс принятия того, что ними случилось снова и снова заставляет вас переоценить свою жизнь, свои ценности, свои устои, но речь сейчас не об этом.


Кроме вышеперечисленных садов, что еще есть?


Ган Тикшорет- для детей, диагностированных PDD(расстройства аутичного спеутра). Очень разного уровня сады, от High functioning до тяжелого айтищзма с умственной отсталостью.Если ищете- надо ходить и смотреть.

Есть еще сады от организации "алут", для детей с PDD,хоть убейте ,не знаю, что там и как, знаю, что такое есть. В Иерусалиме есть место под названием "Тишма" (в Катамонах) ,это частый сад для аутичных детей, где работают по системе ABA.

Ган ле-ликуэй шмия - это ган мешулав(интегрирующий сад).Сад для слабослышащих детей. В Иерусалиме таких два, в центре и в Гило, сад находится при обычном саду, дети получают ежедневные занятия со специальной воспитательницей в группе(обычно 5-8 детей) ,затяния с ней же индивидально, индивидуального логопеда(2 раза в неделю), и остальное время проводят в обычном саду с обычными детьми, что и называется, собтсвенно, интегрирубщи сад(ган мешулав).

Я не знаю, что есть для детей с ослабленным зрением, но такое,конечно,тоже есть.

Ган шикуми - реабилитационый сад . Сад для детей с ДЦП и другими моторными расстройствами ,хотя в последние годы там бывают и дети с нормальным опорно-двигательным аппаратом и с дроугими трудностями. В Иерусалиме это сад высочайшего профессионального уровня, во всех областях, принимют они только детей БЕЗ умственной отсталости, работа там ведется на высочайшем уровне,есть физиотерапевты,логопеды, трудотерапевты, отличные воспитатели, в общем, это очень высокого уровня место. У него имеется ортодоксальная "параллель" - сад "Меши" , уровнем не уступающий самому реабилитационному саду.

Вообще, в Иерусалиме имеются практически все параллельные сады для ультраортодоскального населения, на деле туда не всегда идут дети ортодоксов. Есть сеть садов "Сулам"- это некая параллель "ган тацпит", для сложного отставания в развитии.Есть система "Шма Колейну" для слабослышащих". в Неве-Яакове есть речевые интергирующие сады "Кеилат Каминец" ,при местном хедере....есть масса всего. "Эдишору" параллели нет.

Есть места типа "Маонот Але" для детей всех возрастов с тяжелой умственной отсталостью ,сочетающейся с сильной моторной ограниченностью. Есть "ган антропософи" - антропософский сад-школа, для детей с очень сильной , глубокой умственной отсталостью , часть детей там в инвалидных колясках,часть нет.Я наверняка что-то забыла,вспомню- напишу.

В следующем выпуске- школы.Вопросы , дополнения и поправки - принимаются.
Tags: система образования
Subscribe

  • Опять про ивхун психо-дидакти

    Добрый день. Девушка 5 лет и 11 месяцев с церебральным параличем и явно с трудностями в учебе . Она на следующий год пойдет в первуй класс. Врач в…

  • Перевод ребенка в другой сад

    Добрый вечер!Немного похоже на предыдущий пост. Мой ребенок в ган сфати первый год (ган тром-хова). Если говорить вкратце, то сад мне не нравится. Но…

  • Переезд

    Добрый день. Мы хотим переезжать в Мизгав (מועצת אזורית משגב). Я хочу понять можно ли заранее выяснить как у них там с специальными помощниками…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments

  • Опять про ивхун психо-дидакти

    Добрый день. Девушка 5 лет и 11 месяцев с церебральным параличем и явно с трудностями в учебе . Она на следующий год пойдет в первуй класс. Врач в…

  • Перевод ребенка в другой сад

    Добрый вечер!Немного похоже на предыдущий пост. Мой ребенок в ган сфати первый год (ган тром-хова). Если говорить вкратце, то сад мне не нравится. Но…

  • Переезд

    Добрый день. Мы хотим переезжать в Мизгав (מועצת אזורית משגב). Я хочу понять можно ли заранее выяснить как у них там с специальными помощниками…